- КАК ДЕЛЯТ ИСТОРИЮ ЕГИПТА
- КТО ОБЪЕДИНИЛ ЕГИПЕТ?
- ОТ КАМНЯ К МЕДИ
- СТРОИТЕЛИ СТУПЕНЧАТЫХ ПИРАМИД
КАК ДЕЛЯТ ИСТОРИЮ ЕГИПТА
Возможно ли представить себе общий ход истории Египта за пять тысяч лет?
Сделать это довольно трудно. Ведь перед нами история людей многих и многих
поколений. Можно, конечно, просто заняться перечислением фараонов, завоевателей
и различных событий. Но тогда история перестанет быть наукой, так как никаких
закономерностей в развитии общества мы не найдем, а всякая наука изучает
закономерность, общую линию развития через массу случайностей и
противоречий.
В 70-х годах прошлого столетия французский ученый-египтолог и археолог
Мариетт пытался взять за основу деления истории Египта на последовательные этапы
принцип смены религий. Он делил историю Египта на три больших периода: 1
—языческий (от самых древних времен до IV века нашей эры, когда в Египте
окончательно утвердилось христианство); 2 — христианский (до завоевания Египта
арабами в VII веке нашей эры); 3 — мусульманский (от покорения Египта
арабами-мусульманами до настоящего времени).
Несомненно, что такое деление правильно отражает лишь последовательность
смены религий, но для истории общества этот принцип неприемлем, хотя бы потому,
что религия—это не основное в жизни общества.
За основу нельзя взять и изменения природных условий в долине Нила.
Исследования показали, что они за тысячелетия весьма незначительны, а часть
изменений произошла в результате деятельности людей (например, осушения болот,
создания системы орошения, уничтожения некоторых животных, вырубки деревьев и
так далее). Так что скорее человек влиял на природу, а не природа на человека.
Конечно, природные условия замедляли или ускоряли процесс развития, но не
являлись ведущими.
Не играл решающей роли и рост народонаселения. Например, по количеству
населения Египет середины прошлого столетия мало чем отличался от Египта
последних веков до нашей эры. Изучение истории египетского народа показало,
что он прошел, как и другие народы, путь смены общественных строев:
первобытнообщинного, рабовладельческого и феодального. Только такое деление
правильно отражает последовательный ход истории, так как в его основу взят
принцип смены производственных отношений.
В рамках рабовладельческого строя Египет развивался с момента объединения
Египта в одно государство в начале III тысячелетия до нашей эры и до II—III
веков нашей эры. С этого момента побеждает феодальный строй, в котором лишь
около полутораста лет назад начали появляться капиталистические элементы.
Вот уже внутри этих крупных отрезков истории египетского народа можно
рассматривать подробнее отдельные, следующие один за другим периоды.
КТО ОБЪЕДИНИЛ ЕГИПЕТ?
На этот вопрос многие ответят сразу: «Менее». Менее (по-египетски Мина), по
преданию, был первым царем I династии египетских фараонов и основателем на
рубеже Верхнего и Нижнего Египта города Мемфиса.
Казалось бы, поэтому Мина является и объединителем Египта. Но факты не
подтверждают этого вывода. Египетский царь имел не одно имя. Как у всякого
египтянина, у него было личное имя. А при вступлении на престол он получал еще
одно, связанное с именем Хора — соколо-образного божества, покровителя царской
власти.
Мина — это личное имя первого царя I династии. Нам неизвестно его «хорово»
имя. Но до нас дошли памятники этого времени, на которых упоминаются имена двух
царей: Нармера и Ахи. Кто из них носил личное имя Мины? Это неизвестно, но как
будто Аха.
О борьбе за объединение Египта свидетельствует сланцевая табличка Нармера. На
ее лицевой стороне изображен царь Нармер в верхнеегипетской короне. Одной рукой
он держит за волосы поверженного противника, другой—замахивается на него боевой
палицей. Надпись поясняет, что он захватил в плен 6000 пленных. А на оборотной
стороне Нармер уже в нижнеегипетской короне проходит мимо груды обезглавленных
противников, сопровождаемый представителями союзных областей. Другое изображение
какого-то празднества в честь Нармера мы находим на навершии булавы. Надпись
сообщает, что он захватил 400000 быков, 142000 голов мелкого скота и 120000
пленных.
Родиной царей I и II династий был город Тин в VIII верхнеегипетском номе,
который назывался: «Великая земля».
Царей I—II династий называют иногда тинитскими фараонами, а весь период—
тинитским или Ранним царством.
Ном «Великая земля» был выгодно расположен у торговых путей к оазисам в
Ливийской пустыне. Видимо, поэтому правители этой области стали выделяться,
усиливаться и предприняли попытки объединить Египет.
Ни Мина, ни Нармер, ни Аха не объединили окончательно Египет. Процесс
объединения, который начался задолго до I династии, растянулся не менее чем на
200—300 лет. Раннее царство (XXX—XXVIII века до н. э.) —это период ожесточенной
и постоянной борьбы между Верх-22 ним и Нижним царствами. Даже в конце II
династии царь Гор —Хасе-хем сообщает, что он уничтожил около 48 000 противников
из Нижнего Египта, а год, в который произошло это событие, назван «годом войны и
поражения Севера».
ОТ КАМНЯ К МЕДИ
Объединение страны в одно государство явилось скачком в истории Египта,
крупным переломным моментом.
В эпоху I—II династий Египет решительно вступил в медный век. В гробницах
знатных людей находят целые клады предметов из меди. Среди них можно встретить
иглы, мотыги, ножи, пилы, гвозди, проволоку, топоры и другие орудия
производства. Но наряду с ними широко использовали кремневые орудия.
Использование медных орудий знаменовало развитие всех отраслей производства,
особенно ремесла и земледелия.
Египетские мастера создают чудесные произведения искусства из золота, камня,
слоновой кости, дерева. Зодчие достигают большого совершенства в сооружении
строений из кирпича. Объединение Нижнего и Верхнего Египта дало возможность
вести хозяйство в широком размере, так как эти области дополняли друг друга.
Так, виноградарство было развито больше в Нижнем Египте, зато хлебопашество — в
Верхнем. Создание ирригационной системы и необычайное плодородие долины Нила
также способствовали тому, что мы можем назвать высокой производительностью
труда.
Нетрудно понять, что в период зарождения классового общества происходило еше
более резкое расслоение на имущих и неимущих, полноправных и бесправных.
До нас дошли роскошные гробницы царей и знати. Многие из них находились около
столицы — Мемфиса.
После смерти царь и вельможи для продолжения жизни в потустороннем мире
снабжались всем необходимым: съестными припасами, любимыми птицами, собаками и
рабами. Рабов, конечно, не хоронили в гробницах. Их просто зарывали в
землю.
СТРОИТЕЛИ СТУПЕНЧАТЫХ ПИРАМИД
С III династии, примерно к исходу XXVIII века до нашей эры начинается Древнее
царство. Окрепла власть царя объединенного и замиренного Египта. Она начинает
приобретать черты древневосточного деспотизма, то есть ничем не ограниченного
самодержавия. На левом берегу Нила, к югу от Каира, у современного селения
Саккара, уже первый царь III династии Джосер строит огромное сооружение из камня
— ступенчатую пирамиду. Ее шесть уступов поднимаются на 60 метров.
Десятиметровая стена окружала эту царскую гробницу. Сложные ходы вели в глубь
пирамиды к помещению, где ставился роскошный саркофаг — гроб с телом умершего
владыки.
Предание говорит, что пирамиду Джосера выстроил Имхотеп — мудрец и
зодчий. Преемники Джосера также строят себе ступенчатые пирамиды. Некоторые
из них найдены недостроенными, так как царь не успевал до смерти завершить свою
усыпальницу.
Совсем недавно весь мир облетела новость об открытии египетского ученого
Гонейма. В сентябре 1951 года всего в 140 метрах к юго-западу от стены пирамиды
Джосера он обнаружил возвышение и начал раскопки. Скоро появились из земли и
песка остатки каменных стен с уступами и нишами. Стены окружали прямоугольное
пространство свыше пятисот метров длиной и двухсот метров шириной. В середине
этого пространства возвышался огромный квадратный уступ недостроенной
ступенчатой пирамиды. По наклону сторон уступа определили, что она должна быть
выше пирамиды Джосера метров на десять. Но главное открытие ждало Гонейма 2
февраля 1954 года. На расстоянии 24 метров к северу от уступа рабочие нашли
какой-то выход, окруженный стенами, который вел не в пирамиду наклонно вниз, а в
толщу скалы под пирамидой. На глубине 6 метров ход был закрыт каменными глыбами.
Сразу возникло предположение, что какой-то царь III династии, не успевший
достроить свою пирамиду, был похоронен в склепе под пирамидой. Вход в него был
нетронут. Нетронутая гробница! Ее открытие сулило ценнейшие находки. Далее шел
одиннадцатиметровый узкий коридор. Но снова препятствие: завал из песка и щебня.
Откуда он .взялся среди оштукатуренных стен под легкой аркой?
Оказалось, в этом месте на поверхность шла узкая десятиметровая вертикальная
шахта. Видимо, через нее поступал воздух каменщикам. Много веков спустя на
поверхности, уже засыпанной песком и землей, было устроено кладбище священных
животных. Их остатки вместе со ищбнем и песком провалились в проход в скале. В
завале нашли куски мумий этих животных, завернутых в льняные пелены, остатки
посуды и даже 62 папируса.
После завала снова преграда, но на этот раз сделанная руками древних
строителей. Пять метров камня пришлось пробивать, и «дверь» преодолена. Снова
открылся темный коридор, но когда его осветили, то сразу же на полу засверкали
замечательные золотые вещи: 21 золотой браслет, какой-то изогнутый золотой жезл
около 40 сантиметров в длину, чудесная золотая коробочка в виде двустворчатой
раковины, золотые щипчики и иглы, статуэтки птиц из золота и фаянса. Когда-то
все это лежало в деревянном ящике, но он в течение тысячелетий рассыпался в
прах. Кроме этого, нашли сотни сосудов и чаш из камня и глины. |